Новый закон о маломерных судах: Полный список важных поправок, которые стоит ждать в 2025 году.

Когда вступит в силу новый закон?

Закон «О безопасности на водных объектах» вступит в силу с 1 сентября 2025 года. До этого момента он должен быть подписан президентом.

С полным текстом закона вы можете ознакомиться ниже

Что изменится с принятием нового закона?

Для обычных владельцев лодок, рыбаков и купальщиков ничего не изменится (привет всем, кто три года распространял слухи о регистрации надувных лодок).
Что касается регистрации лодок, то по-прежнему необходимо регистрировать суда весом более 200 кг и/или с мотором мощностью более 8 кВт (10,88 л.с.).
Напоминаем, что все граждане, управляющие маломерным судном, включая небольшие лодки, обязаны соблюдать правила и подчиняться требованиям инспектора Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).
Важно знать, что теперь не будет деления маломерных судов на коммерческие и некоммерческие.
Суда, которые были зарегистрированы не в ГИМС, а в Государственном судовом реестре (где регистрируются суда для коммерческого использования), должны будут пройти процедуру перерегистрации в реестр маломерных судов во время очередного технического осмотра, который проводится раз в пять лет. Это простая и быстрая процедура.
Все маломерные суда, независимо от их использования, теперь будут поднадзорны ГИМС.
Телецкое озеро на Алтае, где туристы катаются на катерах, также подпадает под действие нового закона.

Кому придётся сдавать экзамены и получать новые удостоверения судоводителей?

Это касается только капитанов, которые управляли коммерческими маломерными судами.
Ранее они получали права управления после сдачи экзаменов в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Теперь им придётся сдать экзамен и получить удостоверение на право управления маломерным судном в ГИМС.

Какие документы нужно иметь с собой в лодке?

Для тех, кто управляет зарегистрированной лодкой, требования остаются прежними: необходимо предъявить инспектору Судовой билет и удостоверение судоводителя. В случае управления по доверенности также необходимо иметь при себе доверенность.
Для тех, чья лодка не подлежит регистрации, необходимо иметь при себе удостоверение личности и предъявить его по требованию инспектора.
Владельцам лодок, которые не подлежат регистрации, также необходимо выполнять требования правил пользования маломерными судами и правил плавания. В случае нарушения правил или управления лодкой в нетрезвом состоянии могут быть наложены штрафы в соответствии со статьёй 11.9 КоАП РФ.
Инспекторы ГИМС имеют право останавливать все маломерные суда, даже если они не нарушают правила или не участвуют в рейде. Они также могут остановить вас для проверки документов. Новый закон расширяет полномочия инспекторов ГИМС, включая право применять специальные средства в случае неповиновения.
Рекомендую потратить 10 минут и прочитать текст нового закона полностью, включая статьи, которые вас касаются. Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их.

По региональным правилам

В каждом регионе существуют свои правила безопасности на воде для маломерных судов, а также правила рыболовства и охоты. Иногда региональные правила противоречат федеральным. Новый закон более чётко разграничивает полномочия федеральных органов и субъектов РФ в этой сфере (статьи 4, 5, 6 и 7 Закона).
Надеюсь, это уменьшит количество «заскоков» местных руководителей.

По лодочным станциям

Закон устанавливает ряд требований к обычным лодочным станциям, включая некоторые, которые мне кажутся чрезмерными. Я не буду подробно останавливаться на этом, так как это не представляет интереса для пользователей лодок.
Однако владельцам и администраторам баз, причалов и лодочных станций рекомендуется прочитать статью 11 нового закона.
Некоторые пункты нового закона могут заставить вас задуматься и вспомнить не самые приятные слова русского языка. Например, пункт, который требует наличия дорогостоящего оборудования для локализации разлива нефтепродуктов даже на небольшой лодочной станции.

По переправам, пляжам и ледовым переправам

Требования по безопасности людей на пляжах содержатся в статье 12 Закона.
В новом Законе предусмотрены все возможные ситуации, в которых человек может подвергнуться опасности на воде. Это хорошо.
Однако следует помнить, что одними правилами и запретами невозможно обеспечить безопасность.
Зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев правильно сказал: «Безопасность — это не только соблюдение правил».