Человек за бортом!

Главное в ситуации «Человек за бортом» — падение происходит неожиданно и в самый неподходящий момент.

Инструкции, как вернуть человека на борт, входят в состав всех курсов обучения судоводителей полноразмерных и маломерных судов и обычно требуют, чтобы рулевой просто подвел судно к месту падения. На тренировках «тело» имитируется ведром, привязанным к кранцу, или спасательным кругом. В действительности же полностью одетый человек в воде становится неуклюжим, его трудно ухватить, а веса хватит, чтобы утянуть в воду и своих спасателей. Так как же вернуть упавшего в маленькую моторную лодку, особенно если в ней остался один человек?

Потерпевший

Совет упавшему за борт: не пытайтесь схватиться за что-либо, способное затянуть вас под корпус. Буксировка за бортом на большой скорости более опасна, чем само падение.

Кричите, чтобы команда знала: человек за бортом. В воде как можно выше поднимите руку. Ваша задача теперь состоит в том, чтобы оставаться спокойным и помочь себя обнаружить. Надуйте спас жилет, чтобы он приподнял вас над водой. Очень холодная вода перехватывает дух и побуждает чаще дышать, но это пройдет. Если ваша команда на высоте — вы не пробудете в воде слишком долго.

На обширной водной акватории не пытайтесь плыть — только попусту растратите энергию. Примите положение, показанное на рисунке, чтобы сохранить тепло тела — это позволит вам на треть увеличить безопасное время нахождения в холодной воде. Если вы обнаружили у себя травмы (перелом и т. п.), сообщите об этом спасателям, чтобы они не навредили вам при подъеме.

Killcord

Если рулевой сам выпал за борт, то при нем должен остаться страховочный шнур (killcord), без которого двигатель заглохнет. Это остановит лодку. Некоторые двигатели могут быть запущены вручную, но большинство нуждается в дублирующем шнуре. Заранее удостоверьтесь, что запасной шнур расположен около пульта, и команда знает, как им пользоваться.

Не потеряйте потерпевшего!

Человек, упавший за борт, исчез из поля зрения. Это случается быстро, особенно на моторном катере. Кто-то из команды должен постоянно следить за потерпевшим. Если вы один — поворачивайте к месту падения, стараясь не сводить с упавшего глаз. Если есть малейшее сомнение в благополучном исходе происшествия — давайте оповещение по УКВ-радио и вызывайте спасателей по мобильному телефону.

Подход

Чем ближе вы подходите к месту падения, тем меньше должна быть скорость. Человек в воде больше всего боится, что его переедет лодка, особенно, если она большая. Поэтому рулевой не должен направлять нос лодки прямо на упавшего. Держите лодку с наветра от человека в воде и дрейфуйте на него, не забывая кричать: «Спокойно, мы идем к тебе».

Двигатель заглушен?

Ноги человека в воде почти неизбежно оказываются под корпусом лодки, поэтому только при экстраординарных условиях мотор может быть оставлен работающим — в штормовом море или близко от береговых камней, где необходимо маневрировать, чтобы спасать лодку так же, как и упавшего за борт. Иногда целесообразнее бросить упавшему конец (если он способен держаться за него) и отбуксировать его в более безопасное место, где можно заглушить двигатель, чтобы поднять упавшего на борт.

Стандартная процедура подъема

Используйте любые подручные средства, могущие помочь вам в данной ситуации. Одной рукой держитесь за лодку, колено уприте в борт на середине длины лодки, другой рукой помогайте упавшему, если он способен забраться на борт сам.

Другой способ: подтягивание упавшего, лежащего спиной на воде. Недостаток этого варианта — ограниченная возможность потерпевшего помогать подъему.

Подъем на волнении

В свежую погоду подъём пострадавшего с подветра может закончиться опрокидыванием лодки, поэтому лучше подойти к нему и поднимать с наветра.

Примерно за 50 м сбросьте ход и толчками мотора подходите к пострадавшему, заглушив мотор непосредственно перед касанием. В последний момент при подходе правым бортом поверните руль «лево на борт», направляя корму ближе к спасаемому.

Подъем двигателем

На лодках с большим подвесным мотором или поворотной колонкой можно поднять человека из воды, используя механизмы этих устройств.Пострадавший становится на кавитационную пластину, крепко держится за двигатель или платформу для купания, пока устройство не будет поднято. Здесь требуется особая осторожность, чтобы не допустить соскальзывания или защемления частей тела. Такой способ можно также использовать для самоспасения, если кнопка завала мотора дублирована со стороны двигателя.

Полезные советы

Если спасательный жилет надут, лучше выпустить из него воздух прежде, чем вытаскивать пострадавшего на борт. Со спущенным жилетом человека легче перетащить через борт лодки, только держите его крепко и не выпускайте ни на секунду.

Если вам все еще не удается втащить пострадавшего на борт лодки — попробуйте спустить часть воздуха из бортового баллона. Плавучесть лодки от этого не пострадает, но борт опустится навстречу человеку в воде, что облегчит подъем. Можно опустить в воду строп для ноги пострадавшего.

В безвыходной ситуации

Если вы понимаете, что любая попытка будет вам не под силу — используйте УКВ-радио, чтобы вызвать спасателей. Так же действуйте, если несчастный случай переходит в очевидное бедствие. Внезапное охлаждение или удар могут вызвать у восприимчивых людей сердечный приступ. Если нет радио — запустите ракету, подавайте другие установленные сигналы бедствия, чтобы привлечь внимание проходящих судов. Полезно иметь номер службы МЧС, записанный на вашем мобильном телефоне. Парусно-моторные яхты можно считать самыми подходящими спасателями, т. к. они имеют полный комплект оборудования «Человек за бортом!», их рангоут может использоваться как грузовые стрелы и тали для подъема пострадавшего из воды.

Главные правила ситуации «Человек за бортом!»

  1. Не теряйте из виду пострадавшего, особенно на фарватере.
  2. Не паникуйте сами и успокойте упавшего за борт.
  3. Заглушите мотор, подойдя достаточно близко, и дрейфуйте бортом. Запускайте мотор, только когда человек будет на борту.
  4. Вызывайте спасателей, если у вас есть любые сомнения относительно нормального состояния человека за бортом или если вы не можете самостоятельно оказать ему помощь.

Практика — залог успеха

Если вы пропустили сезон на воде — потренируйте экипаж в ситуации «человек за бортом» кранцем, бросаемым в воду. Вы можете даже рассмотреть возможность подъема из воды реального члена экипажа. Если вода теплая (и двигатель выключен), почему бы не попробовать? Удостоверьтесь, что это будет не слишком опасно, даже если вы замешкаетесь! Еще лучше делать это под наблюдением квалифицированного специалиста.